Теория цвета

Итак, что же такое цвет? Этот вопрос не одно столетие будоражил умы ученых всего мира. И по-праву основоположником наиболее адекватной теории цвета является Исаак Ньютон. Ньютону принадлежат фундаментальные открытия в области оптики и теории света. Его эксперементальное открытие дисперсии света и дальнейшее ее детальное изучение привело как раз таки к основам цветовой теории - опытным путем Исаак Ньютон показал, что луч света в результате своего преломления при прохождении через призму образует цвета радуги.
Так появилась на свет идея о семи основных цветах. Но на этом наука не встала, и новое поколение ученых продолжило изучение теории цвета. Не менее ценна и интересна теория Гете. Гете проводил немало исследований, в которых он рассмотрел различные раскрашенные изображения на бумаге через призму, и систематически изменял экспериментальные условия - такие как форма, размер, цвет изображений, преломляющий угол призмы, расстояние призмы от рисунка и многое другое. И вот результат: действительно на границах преломленных лучей возникали цветные края, параллельные оси призмы, и взависимости от условий проведения эксперимента можно было увидеть красный и желтый, синий и фиолетовый, а при наложении цветных краев появлялись зеленый и пурпурный и т.д.

Гете был сторонником более естественных опытных условий изучения природы цвета, кроме того для него было более интересно психо-эмоциональное восприятие цветовых ощущений у человека нежели сухие научные объяснения физической природы цвета. Особенно важны эксперименты Гете на цветных тенях, подобные тем, в которых тень, брошенная от карандаша в отсвете свечи и освещенная солнцем, оказывается при наблюдении ярко синего цвета. Гёте был среди первых, кто признал важность этого явления, с которым никак не считается теория Ньютона. В своей работе «Учение о цвете» Гете описывает явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое действие влечет за собой противодействие. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки.

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете считал, что цвет, "независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями".Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Существует также разделение цветов на «характерные» и «бесхарактерные». К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, "когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом." Над своим «Учением о цвете» Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Далее теория цвета нашла свое дальнейшее развитие в учении Томаса Юнга и Джеймса Максвелла. Максвелл выступил как продолжатель теории Томаса Юнга, выдвинувшего идею трёх основных цветов и связавшего их с физиологическими процессами в организме человека. Ведь именно Томас Юнг разработал теорию цветного зрения, основанную на предположении о существовании в сетчатой оболочке глаза трёх родов чувствительных волокон, реагирующих на три основных цвета. В экспериментах по смешиванию цветов Максвелл применил «цветовой волчок», диск которого был разделён на окрашенные в разные цвета секторы, а также «цветовой ящик», разработанную им самим оптическую систему, позволявшую смешивать эталонные цвета. Подобные устройства использовались и раньше, однако лишь Максвелл начал получать с их помощью количественные результаты и довольно точно предсказывать возникающие в результате смешения цвета. Так, он продемонстрировал, что смешение синего и жёлтого цветов даёт не зелёный, как часто полагали, а розоватый оттенок.

Опыты Максвелла показали, что белый цвет не может быть получен смешением синего, красного и жёлтого, как полагали некоторые другие учёные, а основными цветами являются красный, зелёный и синий. Для графического представления цветов Максвелл, следуя Юнгу, использовал треугольник, точки внутри которого обозначают результат смешения основных цветов, расположенных в вершинах фигуры. В июне 1860 года на съезде Британской ассоциации в Оксфорде Максвелл сделал доклад о своих результатах в области теории цветов, подкрепив их экспериментальными демонстрациями с помощью цветового ящика. Позже в том же году Лондонское королевское общество наградило его медалью Румфорда за исследования по смешению цветов и оптике. Ну и конечно же 17 мая 1861 года Джеймс Максвелл создал первую в мире цветную фотографию, идея которой возникла у него ещё в 1855 году. Вместе с фотографом Томасом Саттоном было получено три негатива цветной ленты на стекле, покрытом фотографической эмульсией (коллодий). Негативы были сняты через зелёный, красный и синий фильтры (растворы солей различных металлов). Освещая затем негативы через те же фильтры, удалось получить цветное изображение. Как было показано спустя почти сто лет сотрудниками фирмы «Кодак», воссоздавшими условия опыта Максвелла, имевшиеся фотоматериалы не позволяли продемонстрировать цветную фотографию и, в частности, получить красное и зелёное изображения. По счастливому совпадению, полученное Максвеллом изображение образовалось в результате смешения совсем иных цветов — волн в синем диапазоне и ближнем ультрафиолете. Тем не менее, в опыте Максвелла содержался верный принцип получения цветной фотографии, использованный спустя многие годы, когда были открыты светочувствительные красители.
Похожие статьи:
Не пропустите: